Малый бизнес 2016 год для субъектов малого и среднего бизнеса начался весьма благоприятно. Благодаря усилиям общественности и предпринимательского сообщества, на законодательном уровне в нашей страны введены так называемые «налоговые и надзорные каникулы». Другими словами, эффективность контрольно-надзорной деятельности в России повышается, а бизнесу «облегчают» жизнь в и без того непростых кризисных условиях. О том, каким способом предпринимателям избежать проверок государственных органов, и на какие организации не распространяется действие «надзорных каникул» – читайте в нашем материале.

«Надзорные каникулы» для бизнеса
С 2016 года, в нашей стране вступили в силу изменения в действующие нормативные акты, в частности в Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно поправкам, начиная с 1 января 2016 года и до 31 декабря 2018 года – то есть, сроком ровно на три года – водится запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса. На «надзорные каникулы» уйдут только ИП и организации с надежной репутацией, то есть те компании, которые за время своей работы не допускали серьезных нарушений законодательства, исправно платили налоги, взносы и не имели нареканий со стороны контрольно-надзорных органов. То есть в течение трех лет государственные федеральные, региональные и муниципальные контролирующие органы не должны будут проводить плановые проверки в отношении предприятий малого бизнеса. Цель такого нововведения – снижение административного давления на «законопослушные» малые предприятия, а также стимулирование бизнесменов не нарушать нормы законодательства нашей страны в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Напомним, согласно Федеральному законодательству, «плановая проверка» – это надзорное мероприятие, проводимое госорганами (на то уполномоченными) с целью оценки соответствия предпринимательской деятельности компании обязательным требованиям нормативных актов нашей страны. Проводятся плановые проверки один раз в три года в двух основных формах: в рамках первой на предприятие выезжают специалисты или инспекторы госорганов, в рамках второй формы для проведения проверки запрашиваются официальные или бухгалтерские документы фирмы. К так называемым «малым» предприятиям относятся организации или ИП с численностью работников не более ста человек и ежегодной выручкой без учета налога на добавленную стоимость не более, чем в 400 миллионов рублей.

Но помимо хорошей «репутации» есть и еще ряд исключений для предприятий, на которых не будут распространяться «надзорные каникулы». К примеру, от проверок не смогут «отвертеться» компании, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, а также объекты первого и второго класса опасности, занимающиеся строительством и реконструкцией опасных производственных объектов; также не коснутся «надзорные каникулы» предприятия, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, изготавливающие и продающие лекарства в розницу, осуществляющие деятельность в сфере образования, организовывающие летний отдых детей, предоставляющие социальные услуги, связанные с проживанием граждан и т.д. Если малое предприятие в процессе предпринимательской деятельности за последние три года хотя бы раз нарушало законодательство нашей страны, подвергалась за него административному наказанию, дисквалификации, либо приостановлению деятельности или лишению лицензии, то в отношении таких «недобросовестных» бизнесменов плановые проверки надзорных органов будут продолжены. В отношении каждой компании с «плохой» репутацией контролирующие органы извещают специалистов Генеральной прокуратуры страны, которые и занимаются составлением сводного плана проверок организации. Все документы и постановления в отношениях «недобросовестных» фирм передаются в прокуратуру, а там, в свою очередь, если аргументы будут признаны достаточно вескими, будет принято решение о лишении фирмы «надзорных каникул». В сводном плане проверок на год в отношении данной фирмы будет указано пояснение и обоснования данного решения.

На какие виды проверок не распространяются «надзорные каникулы»
Согласно части третьей первой статьи Федерального закона №294-ФЗ «надзорные каникулы» для малых предприятий не применяются при осуществлении таких видов государственного контроля (надзора), как: контроль за осуществлением иностранных инвестиций и за экономической концентрацией, контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, налоговый, валютный, таможенный, портовый контроль, контроль за уплатой взносов в государственные внебюджетные фонды, банковский и страховой надзоры, госконтроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов, контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок, противодействию легализации доходов, антитеррористической защищенности объектов и многие другие виды государственного контроля (надзора). Всего в законе их перечислен 21 вид.
Другими словами, даже в рамках действующих трехлетних «надзорных каникул» за малыми предприятиями будет осуществляться налоговый контроль, контроль за уплатой взносов в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, прокурорский надзор и таможенный контроль и т.д. Также не стоит забывать и о так называемых «внеплановых» проверках надзорных органов – инициировать их проведение сегодня достаточно просто – по первой же жалобе на предприятие физического или юридического лица в двери предпринимателя смогут постучаться надзорные органы. А, к примеру, проверка Роспотребнадзора после получения жалобы от потребителей, и вовсе не требует согласования с прокуратурой, а значит контролирующий орган «посетит» компанию с проверкой в самые кратчайшие сроки. Некоторые послабления для предпринимателей внес Федеральный закон №294-ФЗ и в части проведения внеплановых проверок – их общее количество в течение трех лет с 2016 по 2018 годы должно сократиться практически на треть. Так, количество внеплановых выездных проверок контролирующих органов в 2016 году должно стать меньше на 10% по сравнению с 2014 годом, в 2017 и 2018 годах на 10% меньше, по сравнению с 2016 и 2017 годами соответственно. А вот количество внеплановых проверок документации фирм сокращать пока не планируется. Но, к примеру, если конкретный контролирующий орган превысит положенное количество внеплановых выездных проверок за определенный период, то прокуратура нашей страны попросту не согласует их проведение в дальнейшем. Согласно российскому законодательству, согласовывать выездные внеплановые проверки контролирующие органы должны обязательно, если основанием для проведения проверки является угроза жизни и здоровью граждан или безопасности государства.

Источник